13.03.2020
Исследовательский
проект
«Милосердие, рожденное
войной»
Тема № 2 «Подвиг. История.
Жизнь»
Автор: Нурманбетов Камиль Батырханович,
ученик
9 кл,
объединение
«Юный турист» МКУ ДО «ДДТ»
при
МКОУ «Нариманская
СОШ
им. Асанова А.Б.»
17.04.2005
г.р.
Адрес: 368857, с. Нариман, Ногайский
район,
РД
Руководитель:
Педагог
МКУ ДО «ДДТ»
Тенгизова
Б.К.,
Ногайского
района РД
Адрес: 368857, с. Нариман, Ногайский
район,
РД
тел. 8 928 535 23 58
e-mail: tengizova05bk@mail.ru
Содержание:
I.
Введение
с.3-4
II.
Основная часть:
2.1.
Организационный этап. Выбор темы с.6
2.2.
Практический этап. Милосердие в тылу с.6-9
2.3.
Обобщающий этап. Выводы с.9-10
III.
Заключение
с.11
Используемая литература
Приложения
Введение
Милосердие, рожденное
войной… В моем понимании «милосердие» в годы Великой Отечественной войны было
проявлено как на фронте, так и в тылу. Чтоб сытым в бой шёл советский солдат, люди
трудились в городах и сёлах день и ночь. Каждый был рад отдать ради фронта свое
последнее. Женщины, дети стояли по двенадцать-четырнадцать часов в цехах
заводов, фабрик у станков, пахали и сеяли на поле, таская плуги и бороны на
себе. Собирали новый самолёт, танк, который с конвейера шёл прямо на фронт. Так
труженики тыла в далекую войну кормили,
одевали всю страну. И я хочу сказать, разве это не милосердие?! Мы из рассказов
старшего поколения, книг, фильмов знаем,
что жизнь людей во время Великой Отечественной войны была очень тяжёлой. Много
испытаний пришлось им пережить, но при этом люди не переставали радоваться
жизни и надеяться на победу. Они всегда поддерживали друг друга, помогали в
трудную минуту, делились последним куском хлеба, были братьями и сёстрами,
связанными узами войны. Люди никогда не забывали о таких качествах, как
взаимовыручка, взаимопомощь, чувство сострадания к другим. И все это -милосердие,
чувство врожденное, и рожденное войной.
В преддверии 75-летия Великой Победы в
Великой Отечественной войне, я, как патриот своей Родины, принимаю активное
участие в Акции «75 лет Великой Победы – 75 славных дел». Мой проект
«Милосердие, рожденное войной» - вклад в подготовку к празднованию 75-летия
Великой Победы.
Цель проекта: проанализировать
значимость милосердия в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на
территории села Нариман Ногайского района Республики Дагестан; пропаганда
трудового героизма моих односельчан в годы Великой Отечественной войны как
примера милосердия.
Исходя из цели, ставлю такие задачи:
- изучить материалы школьного и
районного историко-краеведческого музеев;
- выяснить, кто из жителей с. Нариман
был мобилизован на тяжелые работы: рытье противотанковых рвов, траншей, каналов
и другие виды работ;
- встретиться с информаторами
(представителями старшего поколения моего села);
- обобщить и систематизировать полученную
информацию и сделать выводы;
- военно-патриотическое
воспитание на примере жизни и подвига моей семьи, женщин-тружениц тыла, детей-героев,
членов семей.
Объект исследования: милосердие в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: жизнь и роль женщин и детей - наших земляков в
Великой Отечественной войне.
Гипотеза исследования: поведение и образ жизни женщин и детей
характеризовались патриотизмом, милосердием, преданностью Родине.
Методы исследования: поисковый, встречи,
интервьюирование.
Актуальность проекта заключается в
том, что людей, переживших войну, помнящих это страшное время, становится все
меньше, а их воспоминания чаще всего не записаны. Не вечны на земле и их
близкие родственники, те, кто хоть что-то о них знает. И мы, новое поколение
детей 2000-х, должны сохранить эту незримую связь поколений, изучить и
сохранить героическое прошлое нашей страны, нашего народа.
Новизна работы: исследовательский
проект такого характера мною выполняется в первый раз, копилка музея
пополнилась новыми воспоминаниями и фактами.
Практическая значимость проекта состоит в том, что его материалы можно
использовать на внеклассных мероприятиях, классных часах, уроках истории,
Мужества. Также краеведческий материал будет передан в школьный музей, надеюсь,
что работа займет нужное место на полке.
Основная часть
Милосердие
– это готовность помочь кому-нибудь; сострадание, бескорыстная искренняя помощь
нуждающимся. Милосердие проявляется в оказании материальной и моральной
поддержки, всевозможной помощи. [1]
В
чем же проявилось милосердие моих односельчан? Это я постарался отразить в
своем исследовательском проекте «Милосердие, рожденное войной».
Во время работы над проектом мною были
выделены основные этапы исследования.
Этапы исследовательского проекта:
Этапы |
Сроки |
|
Организационно-диагностический |
сентябрь – октябрь 2019 г |
– выбор темы и разработка социально-нравственного проекта; |
Практический |
ноябрь 2019 –февраль 2020 |
– поисковая деятельность; |
Обобщающий |
февраль-март 2020г |
обобщение итогов работы; |
Срок реализации |
7 месяцев |
|
Срок реализации – сентябрь 2019 г – март 2020 г
Предполагаемые результаты:
- формирование и развитие у наших сверстников чувства сопереживания,
милосердия и гордости в отдельности за
тех, кто пережил страшные годы;
- решение проблем формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся;
- овладение содержанием таких понятий как «Родина», «патриотизм»,
«гражданский долг», «милосердие»;
- понимание необходимости защиты интересов Отечества в связи с объективной
оценкой политической ситуации в мире;
- формирование высокой ответственности, осознание гражданского и
патриотического долга, воспитание и развитие чувства неравнодушия у ребят;
- повышение интеллектуального, культурного, физического, нравственного
развития учащихся;
- создание условий для преемственности поколений.
Организационно-диагностический этап
Свою работу я начал с выбора темы, и выбор
остановил на теме № 2
«Подвиг. История. Жизнь» (подвиг моей семьи в спасении раненых солдат,
беженцев, детей в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов, трудовой подвиг
моей семьи в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, образец
милосердия в спасении беженцев и переселенцев в истории современной России) поисковой деятельности,
так как эта тема мне близка по рассказам
прабабушки. Работая с фондом музея, мне удалось составить список тружеников
тыла, по которому я наметил встречи с теми, кто ныне здравствует, и с родными
тех, кого нет в живых. Мы с руководителем обратились к ветерану педагогического труда Шаникеевой
Асият Алимурзаевне. Она много лет работала над созданием школьного музея и у
нее богатый краеведческий опыт работы.
Каждый год становится всё меньше и меньше
тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто
участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. Их патриотизм во время
Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда
останутся в памяти нашего народа.
Со слезами на глазах вспоминают сегодня
очевидцы то время, и, несмотря на то, что некоторые моменты уже стерлись из
памяти, тот период они запомнили на всю жизнь и вряд ли забудут. Они могут
рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят. Наше поколение
имеет возможность прикоснуться к Великой Отечественной войне, слушая рассказы
не только о боевых, но и о трудовых подвигах в воспоминаниях живых свидетелей
того времени.
Когда
всё меньше остаётся живых свидетелей тех трагических событий, и тем
дороже для нас каждое их воспоминание. Конечно, все они сейчас – эти люди
преклонного возраста, многих нет в живых.
Практический этап
Работая с архивными источниками, находящимися
в районном музее, я узнал, когда в стране развернулось движение по заготовке
подарков для воинов – фронтовиков, жители моего района в нём приняли самое
активное участие. Нетрудно представить, какую радость доставляли воинам –
фронтовикам подарки от детей. По воспоминаниям участников этого движения можно
предположить, что каждая посылка с подарками фронтовикам сопровождалась
письмом, которое не могло не задеть душу и сердце бойца или командира. Во
многих из них были письма под заголовком «За папу!». Мальчик или девочка, делавшие
подарок своими маленькими ручонками воину, уже остались сиротами. Их папы,
защищая родную землю, погибли на поле боя или пропали без вести, и никогда уже не вернутся к своим детям, женам,
родное село.
Жителями Ногайского района в начале 1942
года было отправлено на фронт было отправлено:200 полушубков, 150 пар валенок
(уйыклар), шапки-200 штук, варежки и другой теплой одежды. На строительство
танковой колонны «Орджоникидзе» от караногайцев было отправлено более 400 тыс.
рублей и тысячи индивидуальных продовольственных посылок.[2]
Все эти примеры свидетельствуют о высоком
патриотизме и милосердии ногайского
народа, преданности его Родине, о самопожертвовании во имя свободы и
независимости своей Отчизны.
В годы Великой Отечественной войны
204 тысячи тружеников тыла были награждены орденами и медалями, 201 труженику
тыла было присвоено звание Героя Социалистического труда,16 млн. тружеников
были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне
1941-1945гг». Подвиг 42-х тружеников тыла с Ногайского района отмечен такой
наградой, и в их числе мои земляки – Байманбетов Оспан, Толубаева (Келуева) Анипе. Я хочу
рассказать о женщине, которая была юной девушкой в годы Великой Отечественной
войны. Келуева Анипе Келуевна, 1925 года рождения, наравне с мужчинами в самом
начале войны добровольно поехала рыть траншеи под Гудермесом. По 5-6 человек
расположились в землянках. Мужчины копали рвы, а землю таскали на носилках
женщины и подростки. К концу рабочего дня руки были в мозолях и в крови. Не
хватало рабочих рук. Еда была скудная: каша, похлебка, вода. Очень редко ели
мясо. Особенно тяжело было рыть противотанковые рвы шириной три метра и
глубиной полтора. Через полтора месяца Анипе тяжело заболела и слегла. За свой
самоотверженный труд Анипе награждена медалью «За доблестный труд в
Великой Отечественной войне 1941-1945гг»[3].
Из воспоминаний Язлыбаевой Садеп, 1931
г.р., уроженки села Батыр-Мурза, я узнал,
какая тяжелая учесть легла в военные годы не только на плечи взрослого
населения, но и детей. Дети войны совмещали учебу с работой на полях нашего родного края. Она рассказывает: «Когда
началась война, мне шел одиннадцатый год. Старший брат Кельдимурат, зятья
Копиев Абдулла и Компазов Явгайтар, приписав себе годы, добровольно ушли на
фронт и не вернулись с войны. На всех получила семья треугольники-похоронки. Язлыбаева
С. работала на поле вместе со взрослыми, косила солому, собирала сено в копны,
пахала землю. Труд был не детским, от усталости валились с ног, но мы твердо
знали, что «Все для фронта, все для победы!»
Садеп-абай рассказывает о том, как в здании школы организовали госпиталь
(по решению Совнаркома в здании школы был организован эвакуационный госпиталь),
куда на вертолетах со стороны Моздока привозили тяжело раненных солдат. С
настоящими бойцами встретилась там. Как-то привезли 17 раненых солдат, 13 их
которых были русскими, два татарина, один армянин и один ногаец. Через два дня
привезли еще одного ногайца, звали его Бекболатов Юмали. Об их дальнейшей судьбе
она не знает. Как улучшалось состояние солдат, их отправляли в города Грозный,
Кизляр. Позже, работая в Архивном отделе МР «Ногайский район», я нашел
сведения, что Юмали Бекболатов был тяжело ранен в бою и пролежал в госпитале
города Кизляр почти два года. Садеп-абай вспоминает, как она с другими своими сверстницами побывала в
госпитале, помогала таскать воду из колодца.
Изучая документы школьного музея, нахожу
воспоминания Муратгазиевой Оразган, Тенгизовой Патимат, Кувандыковой Оразбике, Сарсеевой
Авархан, Эсенгельдиевой Явгерет, Мурзагельдиевой Секерхан, Джамаловой Айшат. У
всех судьбы схожи.
Сижу в гостях у бабушки Эсенгельдиевой
Ынжу, которой 87 лет. Она мне много
рассказывает о своем детстве, о том, как вместе со всеми помогали нашим солдатам,
ночами вязали шерстяные носки, варежки, шили из овчины шапки, собирали посылки
для фронта с вещами. Днем трудилась на поле. В эти годы колхоз выращивал хлопок
возле села Шумлелик, кругом было белым-бело, когда раскрывался цветок
хлопчатника. Но бабушке не нравился он, потому что нудно было его собирать.
Приходилось ей также вместе со взрослыми убирать рис, выбивать его зерна. Когда
началась эпидемия головного лишая, бабушку с другими сверстниками отправили в
город Грозный. И там без дела они не сидели, помогали взрослым гладить простыни
для военного госпиталя. В послевоенные годы она работала в колхозе, затем в
совхозе. У бабушки много наград за доблестный труд, юбилейные медали. И еще,
она - мать-героиня, ветеран труда. Родила и воспитала одиннадцать детей, имеет двадцать
восемь внуков и двадцать один правнук. И сегодня всем нам, внукам и
правнукам, бабушка является образцом для подражания. Трудовой подвиг девочки
моей семьи в годы Великой Отечественной войны взывает меня к состраданию,
милосердию и вдохновляет меня, моих ровесников на смелые, решительные,
мужественные и добрые поступки.
Анкетирование учащихся 9-11 классов
Участвовали 51 респондентов. На мой вопрос « Что вы знаете о милосердии войне?
Приведите примеры милосердия в годы ВОВ», мои сверстники отвечали по-разному.
«Вспоминаю рассказы прабабушки. Период войны, как она говорила, стал самым
тяжёлым периодом всей её жизни. Будучи ребенком, многое испытала на себе,
говорила, как помогали односельчанам».
«Я знаю о войне в основном из фильмов, очень люблю смотреть кино на военную
тему. Врачи, медсестры, санитары проявляли, в основном, милосердие на войне. Об
этом много снято фильмов».
«Милосердие в годы Великой Отечественной войны было повсюду, на фронте, в
тылу. Спасая жизнь друга или раненного солдата в бою, проявляли милосердие».
Исходя из данных опроса, можно сделать вывод, что мои сверстники владеют
некоторой фактической информацией, но недостаточно знают о таком важном
качестве, как милосердие. Затрудняются приводить примеры.
Обобщающий этап
Работая над проектом, я узнал, что,
несмотря на тяжелые условия военного времени, в которых жили дети, женщины,
старики - голод, холод, им приходилось вставать чуть свет, идти работать,
помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам. Они детским сердцем
понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Из бесед я сделал вывод,
что всех их объединяет одинаковое прошлое: постоянное чувство голода, тяжелая
работа, недосыпание. Я не могу себе представить, что дети такие же, как мы,
совершали трудовой подвиг. Откуда они черпали столько сил, чтобы все успевать:
учиться, работать и, еще, находили время для игр.
А что мы можем сделать для них сегодня? Мы
поздравляем их с праздниками, оказываем тимуровскую помощь, учимся у них любить
Родину.
Выводы:
1.В годы
войны, каждый житель моего села совершил свой подвиг - несмотря на голод, холод
и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли
посылки на фронт, работали в полях, тяжким трудом приближая победу. Их жизнь
может служить примером для современного молодого поколения.
2. Прикоснувшись к истории семьи в годы Великой Отечественной
войны, выслушав рассказ женщин-односельчан о тяжелых годах ВОВ, я как будто
соприкоснулся с живой историей. Я почувствовал безграничную любовь и уважение к
ним, и благодарность за их жизненный подвиг. Проанализировав их рассказы о
нелегкой работе в тылу и особенностях жизни в военное время, я убедился в том,
что образ жизни и поведение советских людей в годы войны характеризовались
любовью к своему народу, небывалым милосердием.
3.Цели и задачи проекта «Милосердие, рожденное войной» достигнуты.
Заключение
К 75-летию Великой Победы в нашей школе
проводятся различные мероприятия, я стараюсь принимать активное участие в них. Акция
«75 лет Великой Победы – 75 славных дел!» уже стартует в школе: проведены
конкурс сочинений, рисунков, чтецов, скоро конкурс патриотической песни. События
военных лет все дальше уходят в историю, все меньше остается живых свидетелей
тех событий, поэтому сегодня важен каждый факт того страшного времени,
необходимо сохранить память и о тех, кто из-за войны раньше времени расстался с
детством, как моя бабушка. Их работа в те времена была настоящим подвигом. Своим отверженным трудом
они помогали бойцам не сдавать позиции, а, наоборот, побеждать. Если бы у меня была такая возможность, я бы утвердил орден
«За мужество милосердных сердец» и наградил бы им свою бабушку, Садеп-абай,
Анипе-абай и многих-многих.
В выполнении
проекта мне помогали: ветеран педагогического труда Шаникеева А.А.,
историк-краевед, директор районного историко-краеведческого музея Бальгишиев
К.С., руководитель детского объединения Тенгизова Б.К., члены кружка, мои
одноклассники и, конечно же, мои земляки.
Этот проект я намерен продолжать дальше,
потому что в наследство нам досталось неимоверное богатство: мирное небо. В
ответ нам необходимо сохранить память и признательность тем, кто сохранил нам
нашу историю, наш народ, нашу страну. Память священна.
Список использованной литературы:
1. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
Толковый словарь русского языка
2. З.Аджибаев. Помощь тыла фронту. Газета
«Районные вести», 09.05.2010г
3. Архивный фонд школьного музея
4.
Н.Башантавова. Архивные документы свидетельствуют… Терекли-Мектеб, 2010г
5.Полевой
материал со слов:
Язлыбаева С.,
1931 г.р., с.Нариман, Ногайский район, Республика Дагестан;
Эсенгельдиева
Ынжу, 1932 г.р., с.Нариман, Ногайский район, Республика Дагестан;
Толубаев С.,
1953 г.р., с.Нариман, Ногайский район, Республика Дагестан
[1] С.И.Ожегов,
Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка
[2]
З.Аджибаев. Помощь тыла фронту. Газета «Районные вести», 09.05.2010г
[3] Архивный
фонд школьного музея